Функциональная грамотность
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Функциональная грамотность — это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественнонаучная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативные документы
Федеральный уровень
Доступ к электронным учебникам издательства Просвещение
Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.052019
Учителя, участвующие в формировании функциональной грамотности обучающихся
Региональный уровень
Письмо ГАУ ДПО ПК ИРО № 585 от27.10.2021
Муниципальный уровень
Локальные акты школы
График мероприятий по формированию функциональной грамотности
Школьный план мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности 2023
Электронные ресурсы
https://resh.edu.ru/
https://mosobr.shkolamoskva.ru/
https://www.oecd.org/pisa/test/other-languages/pisa-2018-global-competence-test-questions.htm — Вопросы теста PISA-2018 Global Competence (Глобальные компетенции онлайн-тест).
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html — Проведение исследования
PISA-2018 в России. Оценка естественно-научной грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti — Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности (VII-IX классы).
Методические разработки.
Математика. Функциональная грамотность.